?

Log in

No account? Create an account

Заметки Эндрю

кино, музыка, мир вокруг нас


Previous Entry Share Next Entry
Остановился поезд (1982)
megaandrew

Режиссер: Вадим Абдрашитов.
Автор сценария: Александр Миндадзе.
В главных ролях: Олег Борисов, Анатолий Солоницын.
Производство: Мосфильм, СССР, 1982 год.

На железнодорожной магистрали происходит крупная авария. Стараясь сохранить жизни пассажиров своего поезда, погибает машинист. Следователю, ведущему расследование, предстоит выяснить, что привело к трагедии: трагическое стечение обстоятельств или преступная халатность.

Фильм поднимает знакомые многим проблемы, которые касаются не только железнодорожников. Трагедия на железной дороге берется лишь в качестве примера, который с легкостью можно спроецировать на другие сферы деятельности. С одной стороны, многие граждане живут по убеждению, что если все на работе делать по инструкциям, то ничего работать не будет. Зачастую, так оно и есть на самом деле, ибо само начальство может толкать подчиненных на невыполнение внутренних уставов. Но есть и те граждане, которые приняли позицию частичного следования инструкциям, как жизненное кредо, всякий раз оправдывая свою халатность «тяжкими условиями», якобы тяготящими их «честный» труд. И как тут отделить зерна от плевел, когда речь идет о гибели человека? Где поставить запятую в этом вечном вопросе: «Казнить нельзя помиловать?» Ответ, конечно, можно найти, проведя всесторонний анализ каждой конкретной проблемы. И, соответственно, решить, где поставить запятую для каждого подозреваемого лично. Но что делать, если люди, занимающие высокие должности, не шибко заинтересованы во всестороннем анализе, а предпочитают повесить всех собак на одного-единственного человека, а еще лучше – сделать вид, что ничего не произошло? Сейчас этот фильм актуален еще больше, чем в те времена, когда он был снят. Актуальность тематики возросла в разы с развалом СССР. Сейчас все чаще предпочитают сваливать все беды на какого-нибудь одного участника инцидента (желательно – покойника, который высказаться в свою защиту никак не сможет) и разовые показательные порки, призванные скорее обозначить принятие каких-то мер, нежели реально решить проблему. Лицемерный гуманизм в действии. Часто, в подобного рода ситуациях, когда выявление виновных требует больших затрат сил и времени, приходится слышать: «Не суди, да не судим будешь». Увы, но на деле этот библейский принцип прощения всех и вся лишь означает приумножение зла, ведь, прощая, мы фактически потворствуем тому, что произошедшие несчастья будут повторяться вновь и вновь.

«Остановился поезд» выдержан в стиле публицистической драмы. Он снят нарочито сухо, без лишних эмоций и желания авторов показать свое «Я». Здесь нет «черного» и «белого», нет прямого осуждения и навязывания свой точкой зрения. В фильме все по делу, ничего лишнего: ставятся вполне конкретные вопросы и обозначаются реально существующие проблемы. Сухость и простота дополняются электронной музыкой Эдуарда Артемьева. Актерская игра настолько хороша и натуралистична, что о ней и не задумываешься вовсе: перед нами словно и не актеры, произносящие заранее заготовленные реплики, а простые граждане, которых мы видим каждый день.

«Остановился поезд» - предельно честная и искренняя работа. Один из ярчайших примеров художественных фильмов, которые созданы не для развлечения зрителей и не для того, чтобы потешить самолюбие его создателей, но как пища для размышления над касающимися многих проблемами. Таких фильмов очень мало.








Кое-что о фильме

Фильм посмотрело 6,2 млн. зрителей (в СССР не деньги считали, а зрителей).

Сценарии для большинства фильмов Абдрашитова написал Александр Миндадзе. «Остановился поезд» не стал исключением. Режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе получили за фильм «Остановился поезд» Государственные премии РСФСР в 1984 году. В этом же году фильм получил приз жюри за лучший сценарий на фестивале в Сан-Ремо.

Олег Борисов успешно сотрудничал с дуэтом Абдрашитов-Миндадзе не только в «Остановился поезд», но и в фильмах «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988). Утверждение Борисова на главную роль в «Остановился поезд» было не самым простым процессом. На сайте «People's History» отмечено:

«Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется «опереточный Достоевский». И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын». (1)

И вот Борисов и Солоницын встретились в «Остановился поезд». К сожалению, обоих артистов уже нет в живых. Борисов умер в 1994, а для Солоницын в том же году, что «Остановился поезд» вышел на экраны. Юрий Политыка в своей статье об актере пишет:

«На момент съемок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съемок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актера рак легких. Была проведена операции по удалению части легкого, но больному о настоящем диагнозе решили не сообщать.

Через год на съемках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актера срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже не возможно. Заботу о муже взяла на себя жена актера Светлана. Она водила Анатолия на прогулки, пыталась лечить всякими невообразимыми способами.

[…]

11 июня 1982 года Солоницын умер в одно мгновение, поперхнувшись кашей, которой кормила его «нянька». 30 августа ему исполнилось бы 48 лет. Актер похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве». (2)

Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев – композитор в жанре электронной музыки. Известен своими работами с Тарковским и Кончаловским.

 







Прямая речь
 Режиссер Вадим Абдрашитов
(выдержки из интервью)

– Ваши картины до сих пор необычайно актуальны. Недавно показывали «Остановился поезд» – поразительно, сейчас он звучит более современно, чем 20 с лишним лет назад. Вы когда-нибудь ставили для себя цель заглянуть в будущее, побыть Кассандрой?

– Да нет, в первую очередь нас всегда интересовал живой человек с таким характером, которого я раньше не видел на наших экранах, – например, человек с таким подпольем, как следователь Ермаков, герой Олега Борисова в фильме «Остановился поезд». Который не любит, иногда ненавидит всех, потому что страдает от невозможности устроить их нормальную жизнь. Интересно было посмотреть, как такой человек существует в нашем обществе. А если у него небольшая власть – что тогда? Ну а если еще при этом получается стереоскопическая картина жизни – ну так, значит, мы все правильно делали. (3)

 

– Вы один из немногих режиссеров, которому удавалось всегда снимать то, что хотелось. Это право – снимать то, что хочется, – как его можно заслужить?

– Его никак не надо заслуживать. Просто надо совершенно четко понимать, и я это понял на своем опыте: если хочешь что-то снять – ты это снимешь. (3)

– А то пошел зритель на ваш фильм или нет, является для вас критерием его оценки?

– Не всегда. Сегодня, при ненормальных условиях проката – точно не является. Для большинства серьезных картин у нас практически нет проката: фильмы выходят мизерными тиражами и без рекламы. Ощущение такое, что их бросают в прокат, чтобы они там утонули. Телеканалы раскручивают только те фильмы, которые произвели сами, и не замечают чужие. Как тут можно говорить о сборах как о показателе оценки твоего труда? Я не хочу сказать, что делаю картины, на которые народ должен валом валить, но большинство наших фильмов имеет достаточный зрительский потенциал – хотя бы потому, что в них есть и мелодраматическая пружина, и закрученный сюжет, и замечательные актеры. Пока в стране был нормальный прокат, зрители на наши картины ходили, и сборы при маленьком числе копий были неплохие. Даже такой публицистический фильм, как «Остановился поезд», где нет ни одной женской роли, а есть два немолодых и не очень красивых человека, которые спорят друг с другом в заштатной гостинице, со временем посмотрели 10 миллионов зрителей. Если бы столько народу пришло на него сейчас, сколько бы он денег собрал? (4)

– Вы работали в 80-е годы, работали в 90-е, работаете в нулевые. Когда легче?

– При большевиках. Тогда было два страшных момента – прохождение сценария и сдача картины. Сценарий могли зарубить, фильм – положить на полку. Но я к этому всегда относился как к части процесса. Деньги на кино давала власть, и она, в общем, имела право требовать, чтобы в фильме было то, что ей надо. Но ведь была возможность сопротивляться. Сдавали фильмы по восемь месяцев, но редакторские поправки не принимали. Шоу из этого не устраивали, интервью западным «голосам» не раздавали, просто держались, спасали фильм. За «Охоту на лис», точнее, за «неправильное» изображение представителя рабочего класса, я был даже уволен с «Мосфильма», правда, всего на три дня. Всяко бывало. Все наши картины имеют трудную биографию... Зато производственный процесс был отлажен. Режиссер вообще не знал, что такое деньги. Бухгалтер дважды в месяц выдавал зарплату – вот и все финансовые отношения. Сколько уходит на декорации, сколько на массовку? Режиссер и знать не знал, всем занимался директор группы. Да что говорить, если Тарковскому позволили переснять «Сталкер» практически заново! Что-то ему там не понравилось, он представил дело так, что надо снять заново, и получил разрешение. Фантастика!

В 90-е годы было, пожалуй, труднее всего. Когда мы снимали на Украине «Армавир», у нас не было денег, чтобы расплатиться за гостиницу, опаздывало перечисление... И администрация гостиницы отобрала все наши паспорта и заперла их в сейф. А нам нужно было актеров в Москву отправлять на спектакли и везти обратно – как без паспортов через границу? Приходилось давать взятки проводникам и подкупать бригадиров поездов. Прямо во время съемок на Одесской студии пожарные вдруг отключили свет– таким способом они требовали денег. А рухнувший в то время прокат?! (4)

О музыке Эдуарда Артемьева

«Артемьев великолепно чувствует экран, он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». (5)

 

Александр Миндадзе
(выдержки из интервью)

«После того, как я написал сценарий «Остановился поезд», произошло крушение состава, причем чуть ли не в том же городе, который был указан в тексте. В этом нет никакой фантастики, просто мы все так тесно и плотно живем, но иногда жизни приходится нас догонять». (6) 

«В фильме «Остановился поезд» мы с Абдрашитовым сократили две большие финальные сцены, потому что Олег Борисов, идущий сквозь толпу, был выразительнее всех диалогов со своим оппонентом в исполнении Анатолия Солоницына». (7)

«У нас с Абдрашитовым всегда был свой зритель. Это и ученые с высокими степенями, и люди, совершенно простые, но с духовным чутьем. Предполагаю, что их круг сейчас очень сузился. Во-первых, многие ушли от нас просто физически, возрастно, другие уехали, во-вторых, произошла деформация интеллигенции в том смысле, что за эти последние десять-пятна-дцать лет она превратилась в буржуазию и сменилось ее мировосприятие. Перемена строя не проходит бесследно в сознании людей. Поэтому тот круг интеллигенции, которой были интересны наши картины, стал очень маленьким». (7)

– Как вы и Вадим Абдрашитов нашли друг друга?

– Когда мы пришли в кинематограф, существовала сценарная студия, где был собран портфель сценариев. Абдрашитов их просмотрел, наткнулся на мой. Заинтересовался. Да, при советской власти существовал нормальный, разумный режим реализации творческих замыслов. Заканчивая институт, молодой режиссер имел возможность показать авторитетным коллегам свою дипломную работу и попросить, чтобы его трудоустроили. Попробуй не трудоустрой способного режиссера, которому понравился сценарий! (8)

– Вы пишете сценарий, ориентируясь на конкретного актера?

– Как правило, нет. Это сильно сужает рамки характера. С Олегом Борисовым я и Абдрашитов познакомились на картине «Остановился поезд». Он прекрасно подходил, но утвердить его на роль было очень непросто. Он в то время прервал работу в фильме «26 дней из жизни Достоевского» посреди съемочного процесса. (8)

«В каком-то смысле эта картина гиперреалистична, публицистична, мне кажется, в хорошем смысле слова. Потому что существует две правды жизни, существует отношение, но третья правда остается основной - что поезд остановился. И вроде бы такая знакомая публицистике тема, что дыры от разгильдяйства закрываем собственными телами, Матросовы, елки-палки. Вроде бы такая, по тем временам, смелая публицистика. В то время это было нашей с Вадимом уловкой, потому что, мне кажется, мы заглянули за эту публицистику и рассказали о той жизни людей - о тупике».  (9)

 

Олег Борисов
(отрывки из автобиографической книги «Без знаков препинания 1974-1994»)

 

О сценарии, названии и героях фильма «Остановился поезд» (24-30 марта 1980)

В сценарии А. Миндадзе замечательный портрет народа. Мне долго не попадался материал, в котором можно было бы выразить к нему отношение. Точнее, к его физиогномии.
Что такое физиогномия вообще? Наверное, отражение процессов, происходящих внутри. Рано или поздно они выходят на поверхность лица. Как угри, родимые пятна.
Еще в Школе-Студии предлагалось такое упражнение на воображение: по лицам прохожих, пассажиров прочтите биографию или представьте будущее некоего заинтересовавшего вас человека.
(…)
«В каком фильме ты снимаешься?» - поинтересовался как-то Лобановский (знаменитый футболист и тренер – прим. авт.). Я ответил: «Остановился поезд». Василич немного подумал: «Название хорошее. А о чем?» Когда я пересказал, он предложил изменить название: «Остановили поезд» — было бы правильней!»
(…)
Простой в общении, Ермаков кормит увязавшуюся за ним собачку, может от прикосновения к руке собеседника телефон угадать (фокусник какой-то!..), но в поступках - жесткий. «Форма тебе к лицу!» - говорит ему журналист.
Хорошо получилась сцена, когда следователь приходит в палату, где только что умер подследственный, и роется в тумбочке — он ищет его признание. А все молча и тупо смотрят следователю в спину.
Общее настроение всегда надо учитывать. Когда секретарь горкома говорит Ермакову: «Ваша деятельность идет вразрез с общим настроением, вы меня понимаете... вы меня правильно понимаете?..» — я вспоминаю замечательный афоризм Товстоногова: «Олег, нельзя же всегда играть назло всем хорошо!» То есть для общего настроения — хорошо бы пару ролей сыграть средненько, как все. А еще какую-нибудь завалить — тогда было б совсем хорошо.Стратегом нужно быть, О.И.! (10)

 О своих ролях (от 21 июля)

Лучше было не сниматься в сорока сереньких фильмах, оставить после себя три-пять: «Проверку на дорогах», «Рабочий поселок», «Остановился поезд»... А в театре сыграть «Комедию ошибок», «Генриха», «Три мешка», «Кроткую»... И — стоп! Остальное время «касаться поверхности». Например, передавать опыт молодым. (11)

 

Использованная литература:

1. http://www.kulichki.com/akter/publ/solonicin_a.htm
2. http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/oleg_borisov/
3. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/abdrashitov/interview1.html
4. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/abdrashitov/interview2.html
5. http://www.electroshock.ru/edward/  
6. http://news.mail.ru/culture/1414089/print/
7. http://www.kinoart.ru/magazine/11-2003/names/mindadze0311/
8. http://www.kulturagz.ru/Archive/Issues/vipusk_2000_37/Rubriks/Cinema/a1.htm
9. http://www.horosheekino.ru/SLUGA.htm
10. Борисов О.И. «Без знаков препинания Дневник 1974-1994» Москва, ACT, Астрель, 2002г., глава «1982 год: 24-40 март 24-30 «Серое по серому».
11. Там же, глава «1983 год: июль 21 «Начали снимать «Парад планет».




  • 1

blog.daniyar.info

(Anonymous)
Татарин Абдрашитов и грузин Миндадзе снимали советские фильмы, где практически отсутствовал колорит их национальностей. Типичный фон их картин это средняя полоса России. Может и индустриальные районы Украины промелькнут. Такова и киргизка Динара Асанова, в фильмах которой нет ничего киргизского.

Фильм это не статья в стенгазете, не стишок в альбом подруге. Для его съемки требуются большие людские и материальные ресурсы. За создателями "Остановился поезд", скорее всего, стояли андроповцы, готовящиеся захватить власть. Персонажи весьма выразительны, интересный сюжет. Но много и недосказанного, недоделанного. Так же, как и в "Охоте на лис".

Например, неясен момент с фокусами Борисова в ресторане. То ли намек на модных в то время циркачей и экстрасенсов, то ли метафора всезнающих спецслужб.


Re: blog.daniyar.info

Полная ерунда про заговор и прочее. А фокус, не надо читать великого художника буквально, - демонстрация осведомленности и проницательности следователя.

  • 1